Развитие речи у детей в семье: правила и интересные варианты игр

Важность речи как для ребенка, так и для взрослого очевидна. Правильная и богатая речь помогает решать множество вопросов, способствует налаживанию отношений, влияет на ребенка. И развитие речи внутри семьи – важно. Ошибочно полагать, что это сложно и справится с этим специалист. Можно без специальных занятий, в домашних условиях работать над развитием речи малыша. Это несложно.

Как развивать речь ребенка весело и с удовольствием для мамы и малыша

Не стоит думать, что для развития речи ребенка необходимы занятия. Это может происходить естественно. Один из главных способов – чтение книг. Все дети любят сказки и истории. Чтение на ночь – хороший ритуал. Ребенок успокаивается, готовится к сну и обогащает речь. Новые слова и фразы, интересные ситуации – в занимательной форме малыш узнает новое и постепенно запоминает. Дети привязываются к одному сюжету и просят почитать любимую книгу. Предложите варианты. Читать можно одновременно две-три книги.

Альтернативой при нехватке времени служат аудиокниги. Если много времени проводится в дороге, то такую книгу включают в машине. Ребенку не будет скучно, и он получит «чтение» с четкой дикцией, артистичностью. После прослушивания полезно обсудить с ребенком книгу: кто из героев понравился, кто нет и почему, какое приключение было самым запоминающимся.

Ребенок с книгой

Еще один вариант – обсуждение того, что произошло. Как ребенок провел день в садике, поделиться эмоциями от совместного посещения зоопарка. Строить разговор так, чтобы малыш описывал увиденное, делился мнением.

Весело, но полезно придумать свою историю. Пусть действующие лица будут любые: в дороге – машины, в деревне – животные, дома – предметы. В таких играх опираться следует на уже имеющийся опыт ребенка, те книги, сюжеты, которые он знает. Дайте фантазии ребенка проявиться.

10 правил, помогающих развивать речь малышей по ходу обычной жизни семьи

Существует ряд несложных правил развивать речь естественно:

  1. Спровоцировать на то, чтобы малыш начинал словами выражать то, что хочет. Если предугадывать желания ребенка или предлагать ему все подряд, чтобы он выбрал желаемое, то и говорить он не начет.

Но не стоит искусственно создавать такую ситуацию. Например, класть на видное место одну любимую игрушку и спрашивать: «Что ты хочешь?», пытаясь разговорить ребенка. Очевидно, что это манипуляция. Малыш это почувствует. Как можно не понять, когда нет выбора. А если будет несколько вещей, то это верный подход. «Что ты хочешь? Пирамидку? Нет? Да? Скажи! Машинку? Да? Скажи?». Это жизненная ситуация, она простимулирует начать отвечать на вопросы, чтобы получить игрушку.

  1. Обычное общение дома, на прогулке, при поездке. Разговаривайте с малышом по любому поводу. В любом разговоре есть элемент игры или развивающего упражнения. Ребенок ест печенье: «Смотри, какое красивое печенье! Какой оно формы? Круглое или квадратное?». В ванной: «Вот к тебе плывет уточка, какого она цвета?». Вовлекайте малыша в диалог, чтобы он был в нем полноправным участником. Не отвечайте за него, дайте самому выразить мысль. Если возникли затруднения, подскажите. Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ответы были не односложными, а с развитием мысли. Такие разговоры получаются естественно и не напрягают ребенка.
  2. Комментировать все действия. Кормежка, подготовка ко сну, купание, сборы на прогулку, походы в магазин. Так делать следует с первого дня жизни ребенка. Кажется, что это бесполезно, но малыш запоминает звучание речи, мелодику, потом выделяет знакомые слова и фразы. Такой способ расширяет словарный запас. Когда дети, с которыми так общались, начинают разговаривать, то у них правильная речь и умение правильно строить предложения. Этот метод работает на перспективу!
  3. Не отвечать сразу на вопрос ребенка, а попросить его подумать самостоятельно, порассуждать над ответом. Не получается – обсудить вместе, задавая наводящие вопросы. Такой способ развивает связную речь, учит выражать свои мысли, рассуждать и доказывать.
  4. Большую часть времени в диалоге должен говорить ребенок. Практика формирует и развивает речь. Дайте малышу высказаться. Стройте вопросы так, чтобы ответ был как можно развернутее. «Почему ты любишь лето?» – на такой вопрос предполагается развернутое мнение с рассуждением. Не стоит таким образом «помогать» ребенку, если он задумался: «Потому что тепло? Потому что мы ездим на море?». Такие подсказки опять уводят в односложность. «Что мы делаем летом, чего не получается в другое время?».
  5. Красивая речь ребенка невозможна без такой же речи родителей. Дети слушают, как разговаривают в их семье, перенимают манеру, пополняют словарный запас. Если речь родных скудна и невнятна, то и ребенок не разовьет свою. Общаясь с малышом, следите за правильностью и дикцией.
  6. При разговорах не давайте готовые знания: ребенок должен «добыть» их самостоятельно. Например, если варить вместе суп, разговор ведут про овощи. После их описания можно спросить: «Что у них у всех общего? Как они растут? Чем похожи?». Это подводит к тому, что они относятся к одной группе – овощи. Так ребенок не просто зазубрит, а поймет принцип, по которому происходит объединение. В следующий раз, когда столкнется, например, со свеклой, на основе полученных знаний отнесет ее к овощам.
  7. Пишите «письма». Такой способ хорош для детей с 3-х лет. Ребенок поймет такой формат и уже обладает некоторым словарным запасом, позволяющим диктовать. Да-да! Ребенок должен придумать содержание письма и диктовать его родителям. Записывайте словами или рисуйте картинки простым карандашом, чтобы малыш их раскрасил. Адресата придумать несложно: Дед Мороз, родные из другого города, сказочный персонаж. Помочь: определиться вместе с темой, начать предложение: «Недавно мы видели… Потом случилось…». Основную мысль выражает ребенок. Родитель только подталкивает, помогает начать, связывает текст. Такой формат нравится детям: это важное семейное дело, в котором они принимают участие, у них важная роль. И хорошие воспоминания поднимут настроение, создадут позитивную обстановку.
  8. Домашний театр. Это могут быть пальчиковые или обычные фигурки. С их помощью можно разыгрывать различные ситуации, придумывать любые сюжеты. Театр хорошо развивает речь, мышление, воображение. Распределите роли, проговорите общий сюжет. Не навязывайте ребенку свое мнение. Если он захочет соединить героев разных сказок, поместить их в непривычные условия – разрешите. Главное, чтобы маленький сказочник аргументировал и рассуждал.
  9. Индивидуальный подход. Все предыдущие правила хороши и действенны. Но каждый малыш уникален, и только родители (чаще мама) знают, что поможет ребенку развиваться. Используйте свои способы, если знаете, что они действуют. Не бойтесь творить и фантазировать!

Куклы-перчатки

Интересные идеи для повседневных речевых игр с малышами

Поиграйте в «дочки-матери» или аналогичную игру, где бы ребенок был взрослым, а родитель малышом. Пусть «взрослый» учит и рассказывает что-то «малышу». Это могут быть правила поведения, описание того, что «малыш» пойдет в садик, что там его ждет. Детям нравятся такие игры, где они могут верховодить. Непонятливый «ребенок» задает уточняющие вопросы.

Игр дома для речевого развития множество: выше они были описаны. Но часть времени родители с ребенком проводят на улице, и как в таких условиях действовать? Просто! Используйте окружающую среду. Малыш заинтересовался цветком. Предложите вспомнить, где еще вам встречались цветы, в каких ситуациях, какой больше всего понравился.

С детьми постарше организуйте игру «к нам приехал иностранец» или «к нам прилетели инопланетяне». Взрослый играет «пришлого», а ребенок как коренной житель объясняет местные правила. Переверните сюжет. Быть «пришлым» может ребенок. Пускай рассказывает, какие правила в его мире. Не ограничивайте фантазию.

Истории из жизни о том, как создать в семье развивающую речевую среду для полноценного речевого развития малышей

Многие мамы на форумах и в чатах делятся своим опытом. Такие рассказы интересно читать, можно найти для себя какие-нибудь идеи.

На одном из форумов Яна поделилась методом: на вопрос отвечать вопросом. У соседей что-то упало. Дочка спрашивает: «Что это?» Мама: «Упало что-то. Давай подумаем, что могло упасть? Что случилось?» Девочка с удовольствием включилась в такую игру и с Яниной помощью придумывала, что упало с таким звуком, какова была реакция соседа и т. п. Таким образом, мама всегда старается реагировать на дочкины вопросы, задавая ответные, наводящие, стимулирующие рассуждать.

Другая мама Надежда придумала игру, благодаря которой любая лестница – дом, в котором кто-то живет. Когда они с ребенком поднимаются или спускаются, то на каждую ступеньку «заселяют» жильца, проговаривая вслух.

Мама Анна для своей маленькой дочки придумала «знакомство с игрушкой». Каждая новая игрушка хотела узнать о своей хозяйке. Девочка рассказывала о себе, где живет, чем занимается, чем увлекается. Со временем все больше и больше могла рассказать о себе малышка. Ей нравилась эта игра, в ней она говорила о себе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: