Можно ли наказывать ребенка и надо ли вообще это делать

Наказания – распространенная тема обсуждения взрослых. Вопросы воспитания волнуют родителей всех поколений. Часть матерей, отцов считают необходимым наказывать за проступки. Главный довод — малыш вырастет безответственным без воспитания. Вторая половина родителей считают неприемлемым наказывать даже по серьезным причинам. Ведь малыш должен чувствовать любовь, поддержку.

Поведение иногда поражает. Родителю стоит правильно отреагировать, пресечь неправильное поведение. Психологи пришли к общему мнению. Испортить детскую психику может ряд факторов:

  • тотальный контроль;
  • отсутствие внимания;
  • неудовлетворение потребностей;
  • физическое насилие.

Легкие формы наказания безвредны для психики малыша, но не делают его умным, ответственным, послушным. Решение проблемы путем ссоры – худший вариант решения конфликта.

Оправданно ли наказание детей?

Семья – утешение ребенка. Наказания, страшные истории про злого бабайку, физическое насилие делают человека закомплексованным, несчастным. Подобные способы борьбы с неприемлемым поведением приводят к расстройству психики: замкнутости, низкой самооценке, меланхоличности. Результат: родители, подростки отдаляются.

Дети способны мстить отцу, матери за наказание. Изменения проявляются в деятельности. Девочки плохо едят, отказываются играть, мальчики хулиганят, приносят плохие оценки из школы.

Главная причина неэффективности методов – неправильное понимания термина «воспитание». Перечисленные способы – ложные воспитательные приемы. Психологи называют это жестокостью.

Переставать наказывать за проступки нельзя. Формирование ценностей, понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» невозможно без наказаний. Вседозволенность приводит к безответственному отношению к жизни.

Грустный мальчик

Карать детей за проступки необходимо. Важно использовать эффективные методы. В будущем дети должны благодарить родителей за формирование правильных ценностей. Появление негативных эмоций сказывается отрицательно. Припоминания конфликтов, физического насилия – знак неправильного воспитания.

Без формирования правильных ценностей воспитание становится неэффективным. Ребенок перестает вести себя плохо, потому что боится наказания. В будущем подросток почувствует вседозволенность, перестанет слушаться родителей.

Эффективные методы воспитания заставляют человека понять вину и измениться в лучшую сторону.

Правильные воспитательные приемы выполняют ряд задач:

  • меняют поведение лучшим образом;
  • формируют границы дозволенного поведения;
  • возвышают родителя над ребенком;
  • исправляют испорченные вещи, возмещают ущерб;
  • гарантируют формирование правильных ценностей;
  • предотвращают будущее плохое поведение.

Без наказаний невозможно воспитание. Необходимо чувствовать грань.

С какого возраста можно наказывать детей?

Психологи доказали факт. Дети до двух лет понимают причины наказания родителей. Воспитание воспринимается отрицательно. Дети чувствуют одиночество и апатию. Японские жители до трех лет позволяют похулиганить, насладиться жизнью. После дня рождения жизнь детей меняется: появляются наказания, обязанности. Российские психологи рекомендуют формировать примитивные запреты у детей с младенчества: нельзя совать руки в розетку, подходить к сторожевым собакам.

Первое недопонимание между родителями, детьми появляется, когда ребенку исполняется три года.

По теории Фрейда, трехлетний возраст заканчивается формированием личности. Ребенок протестует, устраивает истерики, желает отказаться выполнять требования. Психологи рекомендуют отвлекать малыша, отказывать в покупке любимой игрушки, заканчивать игры.

Важно запомнить возраст формирования ценностей. В 10-12 лет практически невозможно переубедить подростка. С 5 лет родители начинаются вводить запреты, обязанности. Наказания приобретают серьезный характер. Родители ставят детей в угол, ограничивают использование любимых вещей.

Грустный ребенок

Когда детям исполняется 8 лет, родители отказываются от физических наказаний. Ребенок чувствует свое «я», воспринимает избиения как унижение и издевательство. Психологи рекомендуют проводить беседы, объяснять человеческое поведение, опасность проступка.

В возрасте 12-14 лет человек раним и чувствителен. Ставить в угол подростка глупо и неосмотрительно.

Частые причины непослушания ребёнка

80% родителей не знают причин непослушания. Среднестатистические мамы думают, что дети отказываются выполнять требования из вредности, сложного характера. Существует множество других причин.

  • Возраст. До совершеннолетнего возраста малыш переживает 3 кризиса возраста: в 1, 3, 7, 11-13 лет. Изменения организма способствуют плохому настроению и желанию разрушать.
  • Завышенные требования. Ребенку необходимо свободное пространство и время на занятия любимым делом. Рекомендуем посчитать, сколько раз вы сказали слово «нельзя» за день.
  • Неопределенность. Родителям необходимо составить точную систему запретов. Расплывчатые ориентиры ставят в тупик подростка.
  • Ослабление хватки. Нельзя обещать заказать, а потом простить. Безнаказанность приводит к ухудшению поведения.
  • Разногласия родителей. Родителям необходимо определить с требованиями. Система воспитания должна формироваться совместно. Запреты мамы, папы систематизированы единой системой.
  • Отрицать взросление. Запрещать в 12 лет гулять со сверстниками, провожать в школу в 5 классе, запрещать встречаться с мальчиками в 16 лет неправильно. Необходимо разрешать проявлять самостоятельность.
  • Отсутствие внимания. Плохое поведение – привлечение внимания родителя. Проводите больше времени с детьми, хвалить, поздравлять с успехами.

При воспитании важно учитывать факт. Малыши любопытны, пытаются познать окружающий мир, пробуя все вокруг.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Психологи пришли единому мнению. Наказывать нельзя в ряде ситуаций.

  • Желание познать мир. За прыгание по лужам, разбор на части дорогих вещей, рисование на обоях.
  • Возрастные трудности. Гиперактивность, неспособность ходить в горшок, медленная ходьба.
  • Заболевания. Нервозы, психические расстройства.
  • Неосторожность. Случайные действия: испачкался, разбил вазу.

Рассмотрим ситуацию. Малыш разбил чайник. Малыш хотел заварить чай маме, папе. Изначально поступок имел положительный характер. Карать за подобные действия нельзя.

Мнение доктора Добсона

Джеймс Добсон – знаменитый американский психолог. Родители разделились на две группы. Часть восхищается, использует методики доктора, другая половина – отрицает, презирает.

6 принципов, составленных Джеймсом Добсоном, заслуживающих внимания.

  1. Важно составить четкую дисциплинарную систему. Ребенок должен четко понимать требования родителей.
  2. Нельзя показывать слабость. Родителям стоит терпеть истерики, вызывающее поведение детей. Своевременное пресечение неприемлемых действий повышает авторитетность.
  3. Ругать за безответственное отношение неправильно. Детский мозг склонен к забыванию, ветрености. Ругать за забытое требование неосмотрительно.
  4. Наказания реальны. Заставлять выполнять невыполнимое действие запрещено. Дети воспринимают такие наказания как издевательство, жестокость.
  5. Строгость необходима в отношениях между детьми, родителями. Важно помнить о любви. Перед наказанием важно говорить спокойным тоном, проявлять заботу.
  6. Запреты должны приводить к примирению, сближению родственников. Родителю важно объяснить мотивы, смысл наказания.

Запреты, наказания необходимо строить на любви, взаимопонимании.

9 общих принципов «правильного» наказания

Рекомендуем соблюдать ряд правил увеличения эффективности наказания.

  • Разработайте систему наказаний. Ругать необходимо за одинаковые проступки.
  • Помните о предупреждениях. Баловство, шалости не нужно поощрять, но заказывать по всей строгости не стоит.
  • Не затягивайте воспитание. К длительным воспитательным моментам ребенок привыкает, перестает видеть разницу между наказанием, запретом.
  • Перестаньте кричать. Крики неэффективны. Психологи рекомендуют готовить строгим размеренным голосом.
  • Не расходитесь во мнениях с супругом. Ребенок должен точно понимать обязанности, ограничения.
  • Покажите правильное поведение. В противовес баловству поставьте ценные качества: честность, уверенность, трудолюбие.
  • Учитывайте психологические особенности. Ранимых детей не стоит наказывать по всей строгости, а баловным рекомендуем придумывать серьезные наказания.
  • Не позорьте при окружающих. Отведите в сторону, объясните спокойно. Дети ранимы, воспринимают наказания в присутствии посторонних как унижение.
  • Помиритесь. Наказания не должны приводить к ссорам. Придумайте ритуал примирения, применяйте на ребенке.

Ребенок наказывает игрушку

Конструктивные методы наказания ребёнка

Переходим к практическим методикам воспитания малыша. При соблюдении дисциплинарных норм воспитание будет эффективным.

  • Ограничение возможностей. Действенный способ воспитания подростков. Отберите телефон, отключите интернет, компьютер.
  • Возмещение ущерба. Заставьте исправить совершенный поступок, но только в пределах разумного. Переклеивать разрисованные обои в 10 лет непросто.
  • «Время подумать». Посадите малыша в темную комнату, отберите любимые вещи: игрушки, телефон, компьютер. Ребенок подумает о поведении, сделает выводы.
  • Извинение. Если малыш обидел папу, сверстника, бабушку заставьте попросить прощения. Формируйте умение извиняться за совершенные поступки.
  • Игнорирование. Покажите, что проступок задел, вы не хотите видеть виновника. Уйдите из комнаты, не обращайте внимания. Методику нельзя применять часто. Рекомендуемый возраст – 5-10 лет.
  • Разрешение. Разрешите сделать задуманное. Негативный опыт заставит признаться в правоте родителя, отказаться от затеи.
  • Домашний арест. Ограничьте общение со сверстниками, посадите подростка дома.
  • Появление обязанностей. Заставьте выполнять работу по дому, делать больше домашней работы. У малыша не будет времени на шалости, непослушание.
  • Осуждение. Родитель – авторитет. Дети боятся услышать порицание, осуждение из уст мамы, папы.

Запрещённые приёмы

Родители часто перегибают палку. Дети перестают слушаться, становятся замкнутыми, ранимыми. Детские обиды останутся во взрослой жизни. Сын или дочь будет припоминать маме о том, как она била ее в 10 лет.

Грустная девочка

Детские воспоминания яркие, запоминающиеся. Неправильное воспитание отразится в учебе: в выполнении домашней работы, поведении в школе. Изменится отношение к родителям.

Советуем отказаться от следующих наказаний:

  • Унижение. Учите любить себя, свое тело. Унижение в детстве приводит к заниженной самооценке, неуверенности. Нельзя обзываться, называть малыша дураком, идиотом.
  • Ущерб здоровью. Речь идет не только о физическом насилии. Нельзя обливать холодной водой, заставлять не спать ночь, ограничивать в приемах пищи.
  • Наказание одно – проступков 10. Придерживайтесь правила: «1 поступок – 1 наказание».
  • Прилюдное оскорбление. Семейные разборки оставляйте дома. Унижение на людях воздействует на мозг, вредит психике.
  • Прощение. Не отказывайтесь от слов, наказаний. Ребенок не должен думать, что его могут простить.
  • Перенос наказания. Не тяните с наказанием. Ребенок будет переживать, тревожиться каждый день.

Не мстите за проступок. Наладьте контакт, поговорите.

Допустимо ли физическое наказание?

Скандальный вопрос обсуждается психологами повсеместно. Специалисты не пришли к единому мнению, родители продолжают наносить телесные повреждения детям.

Насилие поддерживают русские поговорки, пословицы. Главный аргумент родителей: «Нас всех лупили в детстве, выросли же». Физическое наказание – не только унижение, но и ряд последствий:

  • телесные повреждения: ссадины, синяки;
  • психические расстройства: замкнутость, закомплексованность;
  • психологическая нестабильность: агрессия, слезы;
  • желание отомстить;
  • разрыв доверительной связи между ребенком, родителем.

Различайте легкое физические воспитание привлечения внимания, от  унизительных телесных  наказаний.

В качестве вывода

Подведем итоги, сделаем семь выводов.

  1. Дети неидеальны, способны совершать ошибки.
  2. Нельзя наказывать младенцев, малышей до трех лет.
  3. При наказании важно учитывать возраст, пол, характер детей.
  4. Заказывать детей можно только за намеренные плохие поступки.
  5. Необходимо продумывать точную систему воспитания.
  6. Рекомендуется использование действенных способов.
  7. Необходимо отказаться от физического воздействия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: