Как бороться с детскими капризами

Родители гуляют с ребенком по торговому центру, проходят отдел игрушек. Раздается громкий крик, чадо лежит на полу, топает ногами, отбивается — отказ при покупке новой игрушки. Взрослые растеряны — не знают, как успокоить малолетнего террориста. Многие наблюдали такую картину неоднократно. Завершаются подобные ситуации победой малыша или родителей. У окружающих остаются негативные впечатления об инциденте. С чем связано такое поведение детей, как избежать истерических проявлений?

Какие причины делают ребенка капризным

Любое событие имеет свой исток, не исключение истерическое поведение малышей. Рассмотрим основные причины.

Физиологический дисбаланс

Нервно-психическая система дошкольников раннего возраста активно развивается. Процессы возбуждения, торможения не уравновешены, эмоциональная сфера нестабильна. Капризы возникают из-за переутомления, перевозбуждения, нарушения режима дня, недостатка сна, голода. Ребенок затрудняется понять причины плаксивого настроения.

Капризная девочка

Семейный микроклимат

Малыши чутко реагируют на эмоциональный фон окружающей обстановки, неустойчивая атмосфера формирует нестабильные реакции. Основные факторы:

  1. Патологическая структура семьи. Причины образования неполной семьи различны — рождение вне брака, развод мамы и папы, проживание с одним из них, смерть одного из родителей. Бывают ситуации, когда номинально ячейка общества полная, но мать или отец настолько заняты на работе, что на воспитание отпрыска времени не хватает.
  2. Дисгармоничная семья. Конфликтующие родители — источник стресса для крошки. Повышенный эмоциональный накал отрицательно воздействует на становление психики. Встречаются случаи, когда дитя используется как орудие борьбы между отцом и матерью: на запрет от одного следует разрешение другого. Такие действия провоцируют становление истеричного характера, развитие неврозов.
  3. Наличие братьев, сестер, порядок рождения. Уязвимое положение существует для первенцев, поздних детей. Первородки привыкают получать максимальное внимание со стороны мам, пап, бабушек, дедушек. Появившийся младенец воспринимается соперником, капризы — средство привлечь внимание. Малыш, родившийся при взрослых сиблингах, опекаем со всех сторон, отказы не принимает.

Излишняя опека и избалованность

Существует несколько стилей родительского воспитания, наименее продуктивные — гиперопекающий, либерально-попустительский.

Излишняя опека — чрезмерная забота о благополучии отпрыска, безграничный контроль, лишение самостоятельности. Выделяют два вида.

  1. Ребенка пытаются оградить от вреда, проявление неудовольствия вызывает суету родственников. Дитя такой семьи — маленький диктатор, на капризы следует поощрение, что закрепляет подобный стереотип поведения. Малыш вырастает, не зная отказов, привыкший к заботе. Самостоятельно действовать не умеет, инфантилен. Целей добивается с помощью крика, истерики.
  2. Диктат родителей. Жесткое подавление свободомыслия, принуждение выполнять правила. Используются окрики, физическая сила. Капризы маленького человечка носят протестный характер, попытка вырваться из-под контроля. В раннем возрасте истерики успеха не приносят, взрыв происходит позже, с наступлением пубертата.

Либерально-попустительский стиль воспитания — дефицит контроля при поглощающей любви к малышу. Вседозволенность, отсутствие ограничивающих норм поведения приводят к формированию эгоистичной личности, для которой истерики — способ добиться желаемого. Родители, практикующие данный способ общения, не способны контролировать и направлять ребенка, несмотря на теплые взаимоотношения.

Девочка на пикнике

Возрастные изменения

Становление нервно-психической сферы маленьких человечков протекает с индивидуальными особенностями, существуют периоды, когда детская эмоциональная сфера подвергается особым перегрузкам, возрастные кризисы.

  • Кризис новорожденности. Младенец попадает в чужеродную среду, необходимо постоянное присутствие человека рядом, сенсорное воздействие, тепло, уют.
  • Кризис одного года. Малыш осваивает окружающий мир, начинается психологическое разделение с матерью, возникает потребность к самостоятельности.
  • Кризис трех лет. Происходит осознание себя как отдельной личности, собственных желаний, стремлений.
  • Кризис шести лет. Ребенок входит во взрослый мир, развивается образное мышление, учится контролю над эмоциональной сферой.

Капризы преобладают от двух с половиной до семи лет, это норма. Форма, сила проявления зависят от семейной ситуации. Истерики после семи лет — повод обратиться за помощью к специалистам.

Как проявляются капризы в зависимости от возраста

Возраст до одного года

Младенцы не капризничают. Плач указывает на состояние физического дискомфорта, единственный способ грудничка обратить внимание на то, что он мокрый, голодный, испытывает боль, нуждается в ласке. Между матерью и ребенком сохраняется связь, возникшая в период беременности. Новорожденный реагирует на эмоциональное состояние близкого человека. Беспокойное поведение — отклик на нервозность мамы.

Кризис одного года

Активизируется изучение мира, малыш требует самостоятельности, на которую не всегда способен. Недовольство выражается капризами. Начинается испытание границ дозволенного. Накладываются физические составляющие — прорезывание зубов.

Маленькие дети

Кризис трех лет

Перестройка психики малыша. Период — от полутора до четырех лет. Именуется периодом упрямства. Наиболее острые проявления приходятся на два с половиной — три года. Познание себя, стремление к самостоятельности выражаются характерными признаками.

  • Негативизм. Протестное сопротивление действиям взрослых, даже если оно вредит собственным желаниям. Особенность — часто носит избирательный характер, касается только одного из родителей.
  • Упрямство. Бесцельное отстаивание высказанного мнения.
  • Деспотизм. Попытка малыша захватить власть — манипулирование родителями, сиблингами, бабушками, дедушками.
  • Обесценивание. Потеря интереса к старым любимым вещам, игрушкам, по отношению к которым возможно проявление агрессии. Поиски новых интересов, освоение лексикона, часто за рамками цензуры.
  • Строптивость. Отказ от выполнения правил и требований родственников.
  • Своеволие. Агрессивное отстаивание самостоятельности при неспособности ею воспользоваться.

Кризис шести лет

Начало в пятилетнем возрасте. Развивается образное мышление, формируется личное мнение. Необоснованные требования приводят к протестам. Развивающаяся фантазия приводит к появлению страхов.

  • Страх смерти — ребенок начинает понимать конечность жизни, не осознавая причин.
  • Страх одиночества — сомнения в своей популярности, способностях, адекватности самооценки, боязнь оказаться смешным.
  • Страх темноты, замкнутого пространства — бурная фантазия, на фоне просмотренных агрессивных мультфильмов, создает причудливые образы опасностей, поджидающих малыша в темноте.

К семи годам малыш меняет род деятельности — становится школьником. Повышенные физические, психические нагрузки приводят к капризам, имеющим специфические особенности.

  • Перепады настроения, нервозность, психическое истощение.
  • Резкая смена гиперактивности на пассивное поведение.
  • Регрессивность — возвращение поступков, предшествующего возрастного периода (накрываться с головой одеялом, принимать позу зародыша).
  • Истерики при появлении новых людей.
  • Агрессивность, максимализм, неприятие решений взрослых.

Рыжеволосая девочка

Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

Упорядоченность

Несмотря на стремление познавать мир, дети консервативны. Упорядоченная деятельность необходима для снижения психической и физической утомляемости, вызванной возбуждением центральной нервной системы.

  • Режим дня. Правильный распорядок настраивает организм на ритмичные изменения в течение дня, позволяет подготовиться к эффективной деятельности, не затрачивая лишних ресурсов. Маленький ребенок нуждается в отрегулированном времени приема пищи, сна, прогулок.
  • Правила поведения. Оговариваются родителями заранее. Малыши, знающие границы дозволенного, реже их нарушают, спокойней воспринимают порицание. Между требованиями мамы и папы исключены противоречия.

Уравновешенность

Это правило касается родителей. Капризы необходимо воспринимать спокойно, кричать, наказывать детей — неверное решение. Истерика продолжается до тех пор, пока есть топливо — зрители. Если ребенок капризничает в местах большого скопления людей — уведите его в тихое место, дождитесь, пока успокоится, затем проведите беседу.

Потакать нельзя, требования будут возрастать, как только малыш поймет, что способен манипулировать родственниками таким способом. Спокойствие будет рассматриваться как необходимый стереотип поведения — родители являются главным объектом подражания.

Взаимодействие

Общение — основная потребность маленьких детей. Интересуйтесь успехами, страхами, проблемами. Объясняйте устройство окружающего мира. Объясняйте причины запретов. Прислушивайтесь к желаниям малыша, обеспечивайте стремление к самостоятельности на доступном уровне. Советуйтесь, предлагайте выбор, ищите совместные пути решения проблем. Старайтесь уделять не менее часа в день личному общению. Эффективно совместное сочинение сказок, поощряющих нормативное поведение, создание конструкций, работа по хозяйству.

Переключение внимания

Лучший способ справляться с капризами маленьких детей. Внимание малышей нестабильно, они легко увлекаются любым ярким новым предметом. Оптимальный способ — игровая форма.

Поощрение

Ребенку необходима похвала. Поощрение актуально своевременное, малыш должен видеть, что родители замечают не только неудачные поступки, но и достижения. Самостоятельность необходимо поощрять, направлять безопасным путем.

Демократический стиль общения с ребенком минимизирует возникновение капризов. Доверительные отношения, поощрение самостоятельности, любовь, эмоциональная поддержка в сочетании с разумными требованиями воспитывают уверенную, гармонично развивающуюся личность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: