Гиперактивность у детей: причины, признаки, способы лечения

Часто в школьном классе или группе детсада встречаются неуправляемые и беспокойные дети, нарушающие дисциплину, получают отрицательные оценки. Они не могут адекватно адаптироваться в обществе, в котором находятся, им нелегко найти общий язык со сверстниками. Дома это также недисциплинированные дети, игнорирующие правила родителей и отвлекающиеся на посторонние предметы. В педагогическом обществе по этому поводу всегда возникает много вопросов? Что стоит за этими случаями? Что это: невоспитанность и недисциплинированность или гиперактивность? Как с этим бороться?

Что это за явление?

Детская гиперактивность представляет собой поведенческое расстройство, характеризующееся наличием беспокойных поведений и заметным отсутствием внимания. Патология проявляется через автоматическое, неадаптивное поведение, с важными последствиями в разных областях жизни ребенка. В научной психологии явление называется, как «синдром дефицита внимания и гиперактивностью» — СДВГ.

Мальчик кричит

Гиперактивность ребенка характеризуется чрезмерными спонтанными действиями. Им сложно следовать инструкциям или контролировать поведение. Действия, которые связаны с постоянным вниманием, сосредоточенностью и спокойной предрасположенностью, вызывают у них напряжение и беспокойство. Проблема осложняется, когда на такого ребенка оказывается давление со стороны взрослых, выдвигаются требования подчиняться.

Отличие гиперактивности от активности

Когда ребенок ведет себя слишком тихо, у родителей также должно вызвать подозрение. Для детского организма характерно развитие, любознательность, подвижность. То есть ребенок должен быть активным, без приставки «гипер». Родителям сложно почувствовать эту грань, понять, в чем разница между гиперактивными и активными ребятами.

Не все дети с гиперактивностью имеют одинаковую характеристику. Нельзя забывать, что нужно подходить к каждому случаю индивидуально для оказания помощи, адаптированной к их потребностям.

Выделяют несколько признаков гиперактивных детей:

  • невнимательность, трудности в деятельности, требующей внимания;
  • импульсивность, детям трудно контролировать поведение и адаптироваться к ситуациям;
  • нетерпеливость, они реагируют быстрее, чем думают;
  • беспокойность;
  • низкая самооценка связана с теми требованиями, которые выдвигают взрослые; из-за этого гиперактивные дети чувствуют себя неспособными действовать как их сверстники;
  • агрессивность: дети могут без причины оскорблять, бить;
  • чрезмерная двигательная активность, часто неконтролируемая.

Красивая девочка

Активного ребенка характеризуют следующие признаки:

  • играет в активные и пассивные игры, которые требуют усидчивости и внимательности: конструктор, пазлы;
  • обращается к помощи родителей, учителей, старших, задает вопросы;
  • хорошо спит и питается;
  • знает меру своей активности: где можно, а где нельзя.

Главное отличие этих двух понятий в том, что активность – здоровое явление, оно не приносит проблем и беспокойств родителям.

Причины

Одной из часто встречающихся причин является расстройство дефицита внимания. Его происхождение связано с несбалансированным производством двух нейротрансмиттеров: допамина и адреналина, генерирующих дисфункцию в головном мозге.

Существует несколько ненаучных причин, которые вызывают гиперактивное поведение детей. В первую очередь, это зависит от родителей детей. Не стоит забывать, что они дети, и их волнение перед испытанием и познанием мира нормально и естественно. Также родителям необходимо пересмотреть стиль воспитания, которого они придерживаются.

Родители с авторитарным педагогическим стилем предъявляют ребенку жесткие и необоснованные правила. Когда они не выполняются, взрослые часто прибегают к наказанию, а не к диалогу. Дети в таких семьях не знают точно, почему они должны вести себя так или иначе, но живут в страхе от возможных последствий своих действий. Они послушны и дисциплинированны и уважают установленные им ограничения. Однако давление, которое испытывают во время развития, влияет на их личность. Гиперактивность – защитная реакция.

Малыш на улице

При либеральном стиле родители не присутствуют в образовании и воспитании детей. Родители уделяют им мало внимания или даже склонны делегировать свою родительскую роль другим людям. В результате дети не получают четкой картины поведения. Они взволнованы в новых ситуациях, им не к кому идти, чтобы посоветоваться.

Отсутствие ограничений создает в них неуверенность и неспособность предвидеть последствия своих действий. Этот стиль воспитания создает огромную потребность постоянно искать внимание других людей. Гиперактивное поведение – попытка привлечь к себе внимание.

Еще одна проблема, с которой можно столкнуться в семье – гиперопека. Эта родительская роль порождает разочарование и неуверенность в детской психике. В стремлении защитить детей от любой возможной угрозы взрослые не позволяют им развивать адекватное восприятие реальности. Эти дети не привыкли делать что-либо самостоятельно. Каждая проблема, у них возникающая, решается родителями. Это делает ребенка беспокойным, гиперактивным, неуверенным в ситуациях, когда родителей нет рядом.

Провоцирующие факторы

Спровоцировать гиперактивность ребенка могут и медицинские факторы, возникающие еще во время беременности женщины. К таким факторам относят:

  • сложная беременность: токсикоз, анемия, давление, внутриутробная асфиксия плода;
  • неправильный образ жизни матери: вредные привычки, нездоровое питание, тяжелые условия труда;
  • сложные роды.

Симптомы

Признаки гиперактивности трудно пропустить. И они вызывают негативные реакции со стороны других людей. Пока вы не знаете причину поведения, вы можете чувствовать раздражение и думать, что ребенок просто капризничает или действует назло. Вот особенности поведения, которые являются признаками гиперактивности:

  • ребенок много разговаривает и перебивает других;
  • перемещает предметы с места на место быстро и неуклюже;
  • продолжает двигаться, когда сидит или лежит;
  • беспричинно наносит удары на разные предметы, стены, двери;
  • плохо ест;
  • беспокойно спит;
  • не играет с другими детьми без ссор.

Девочка плачет

Разновидности

Специалистами выделяется три типа СДВГ:

  • СДВГ – случай, когда ребенок испытывает дефицит внимания и при этом активен;
  • дефицит внимания – в этом случае речь идет о малышах, которых считают ленивыми, они мечтательны, рассеяны, медлительны;
  • гиперактивность – ребенок внимателен, собран, но при этом ведет себя беспокойно и агрессивно.

Определить точный диагноз может врач по сопутствующим симптомам.

Последствия гиперактивности

При надлежащем лечении СДВГ можно управлять, и ребенок сможет справиться с некоторыми симптомами расстройства, позволив себе жить нормальной, счастливой жизнью. Многие случаи гиперактивности сохраняются и во взрослом возрасте, и они могут оставить значительные последствия:

  1. социальная изоляция – таким людям сложно общаться и взаимодействовать в социуме, они не могут дружить, строить личные отношения; человек просто замыкается в себе;
  2. снижение учебной деятельности и работоспособности, из-за чего человека отчисляют с учебного заведения, увольняют; такие люди часто меняют место работы или не имеют его вообще, не продвигаются по карьерной лестнице;
  3. подростковая беременность;
  4. рискованное поведение – как результат, несчастные случаи, преступность, ДТП;
  5. депрессивность;
  6. злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  7. беспорядочная половая жизнь.

В результате данных последствий человек разочаровывается в жизни, замыкается в себе, чаще всего он деградирует или приходит к суициду. Также для людей, страдающих СДВГ, характерны различные психические расстройства.

Маленькая девочка на полу

Диагностика

Диагностировать СДВГ непросто, так как детство само по себе характеризуется потребностью в энергетических затратах и естественной активности. Поэтому даже при ярко выраженных симптомах родители не обращают внимание на детей, списывая это на особенности возраста, развития. В школе таких детей чаще всего называют трудными или невоспитанными.

Для правильного диагноза гиперактивности у ребенка необходима клиническая оценка. Специалист распознает расстройство и назначит соответствующее лечение и последующее наблюдение. Полезную информацию для психолога предоставят родители, члены семьи ребенка, учителя.

В процессе диагностики используются психологические тесты, вопросники, анкетирование, а также различные компьютерные методики.

Лечение

Существуют разные способы терапии случаев детской и подростковой гиперактивности:

  1. Стимуляция медикаментами. Препараты, снижающие сверхактивную двигательную активность, улучшают внимание, работоспособность. Эти средства должны иметь строгий контроль над побочными эффектами. Назначают препараты: глиатилин, кортексин, пантогам.
  2. Психотерапия. Это набор мероприятий и упражнений, помогающих адаптироваться, повысить самооценку, развивают самоконтроль.
  3. Комбинирование методов. В сложных случаях психотерапия сочетается с приемом лекарственных препаратов.

В период лечения гиперактивности детям необходима обязательная психологическая поддержка со стороны родителей. У таких детей есть проблемы в школе или детском саду. Необходимо, чтобы педагоги адаптировали свои образовательные методы и стратегии для этих воспитуемых.

Активная деятельность гиперактивных детей

Чтобы ребенок научился контролировать свое поведение, стал более дисциплинированным, следите за тем, чтобы его запас энергии тратился. В этом поможет активная деятельность:

  1. Игры. Развивать внимание и усидчивость необходимо через пазлы и конструкторы, шашки и шахматы, различные настольные игры.
  2. Занятия спортом. Игры и упражнения помогут добиться того, что ребенок станет концентрировать внимание, беспокойство и агрессию он будет вымещать в спортивной деятельности, а затем научится ее подавлять.
  3. Боевые искусства. Если у ребенка избыточная энергия, зачислите его в секцию боевых искусств. Через время ребенок станет уверенным и спокойным.

Питание

Внимательно следите за питанием ребенка. В его ежедневный рацион включают сбалансированные натуральные продукты. Необходимо полностью отказаться от вредной пищи: красителей и искусственных добавок, жиров, сахара, глютена.

Упор в меню нужно сделать на:

  • белки – яйца, мясо (птица и телятина), молоко, творог;
  • магний, обладающий успокаивающим и улучшающим сон действием — картофель, бобовые, сухофрукты, орехи;
  • витамины группы В, стимулирующие мозговую активность, — гречка, печень, цитрусы, зелень, зеленые овощи.

Питание ребенка

Гиперактивность в школьном возрасте

Диагностируется СДВГ в школьном возрасте — в этот момент от ребенка требуется концентрация внимания, усидчивость, мозговая активность. Чаще всего обострение расстройства приходится на 6-7 лет. Смена режима дня отражается на детском поведении. У ребенка начинаются проблемы с адаптацией в классе, с успеваемостью.

Ребенок невнимателен на уроках, не слушает учителя. На переменах или в столовой ведет себя беспокойно. Такой ребенок не обладает терпением, ему сложно, когда он идет в туалет, гардероб или в столовую. В эти моменты он может начинать вести себя агрессивно, придираться к другим детям.

Обострение симптомов приходится на 12-14 лет. Повышенная требовательность к подростку в школе усугубляется также проблемами в семье, отсутствием взаимопонимания с родителями.

Когда учитель заметил эти симптомы, ребенка сразу необходимо показать детскому психологу, который объяснит особенности поведения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: