Что такое гиперактивность у детей и как с ней бороться?
Часто в школьном классе или группе детсада встречаются неуправляемые и беспокойные дети, нарушающие дисциплину, получают отрицательные оценки. Они не могут адекватно адаптироваться в обществе, в котором находятся, им нелегко найти общий язык со сверстниками.
Дома это также недисциплинированные дети, игнорирующие правила родителей и отвлекающиеся на посторонние предметы. В педагогическом обществе по этому поводу всегда возникает много вопросов? Что стоит за этими случаями? Что это: невоспитанность и недисциплинированность или гиперактивность? Как с этим бороться?
Что это за явление?
Детская гиперактивность представляет собой поведенческое расстройство, характеризующееся наличием беспокойных поведений и заметным отсутствием внимания. Патология проявляется через автоматическое, неадаптивное поведение, с важными последствиями в разных областях жизни ребенка. В научной психологии явление называется, как «синдром дефицита внимания и гиперактивностью» — СДВГ.
Отличие гиперактивности от активности
Когда ребенок ведет себя слишком тихо, у родителей также должно вызвать подозрение. Для детского организма характерно развитие, любознательность, подвижность. То есть ребенок должен быть активным, без приставки «гипер». Родителям сложно почувствовать эту грань, понять, в чем разница между гиперактивными и активными ребятами.
Выделяют несколько признаков гиперактивных детей:
- невнимательность, трудности в деятельности, требующей внимания;
- импульсивность, детям трудно контролировать поведение и адаптироваться к ситуациям;
- нетерпеливость, они реагируют быстрее, чем думают;
- беспокойность;
- низкая самооценка связана с теми требованиями, которые выдвигают взрослые; из-за этого гиперактивные дети чувствуют себя неспособными действовать как их сверстники;
- агрессивность: дети могут без причины оскорблять, бить;
- чрезмерная двигательная активность, часто неконтролируемая.
Активного ребенка характеризуют следующие признаки:
- играет в активные и пассивные игры, которые требуют усидчивости и внимательности: конструктор, пазлы;
- обращается к помощи родителей, учителей, старших, задает вопросы;
- хорошо спит и питается;
- знает меру своей активности: где можно, а где нельзя.
Главное отличие этих двух понятий в том, что активность – здоровое явление, оно не приносит проблем и беспокойств родителям.
Причины
Одной из часто встречающихся причин является расстройство дефицита внимания. Его происхождение связано с несбалансированным производством двух нейротрансмиттеров: допамина и адреналина, генерирующих дисфункцию в головном мозге.
Родители с авторитарным педагогическим стилем предъявляют ребенку жесткие и необоснованные правила. Когда они не выполняются, взрослые часто прибегают к наказанию, а не к диалогу.
Дети в таких семьях не знают точно, почему они должны вести себя так или иначе, но живут в страхе от возможных последствий своих действий. Они послушны и дисциплинированны и уважают установленные им ограничения. Однако давление, которое испытывают во время развития, влияет на их личность. Гиперактивность – защитная реакция.
При либеральном стиле родители не присутствуют в образовании и воспитании детей. Родители уделяют им мало внимания или даже склонны делегировать свою родительскую роль другим людям. В результате дети не получают четкой картины поведения. Они взволнованы в новых ситуациях, им не к кому идти, чтобы посоветоваться.
Еще одна проблема, с которой можно столкнуться в семье – гиперопека. Эта родительская роль порождает разочарование и неуверенность в детской психике. В стремлении защитить детей от любой возможной угрозы взрослые не позволяют им развивать адекватное восприятие реальности. Эти дети не привыкли делать что-либо самостоятельно. Каждая проблема, у них возникающая, решается родителями. Это делает ребенка беспокойным, гиперактивным, неуверенным в ситуациях, когда родителей нет рядом.
Полезное видео
Гиперактивные дети:
Провоцирующие факторы
Спровоцировать гиперактивность ребенка могут и медицинские факторы, возникающие еще во время беременности женщины. К таким факторам относят:
- сложная беременность: токсикоз, анемия, давление, внутриутробная асфиксия плода;
- неправильный образ жизни матери: вредные привычки, нездоровое питание, тяжелые условия труда;
- сложные роды.
Симптомы
Признаки гиперактивности трудно пропустить. И они вызывают негативные реакции со стороны других людей. Пока вы не знаете причину поведения, вы можете чувствовать раздражение и думать, что ребенок просто капризничает или действует назло.
Вот особенности поведения, которые являются признаками гиперактивности:
- ребенок много разговаривает и перебивает других;
- перемещает предметы с места на место быстро и неуклюже;
- продолжает двигаться, когда сидит или лежит;
- беспричинно наносит удары на разные предметы, стены, двери;
- плохо ест;
- беспокойно спит;
- не играет с другими детьми без ссор.
Разновидности
Специалистами выделяется три типа СДВГ:
- СДВГ – случай, когда ребенок испытывает дефицит внимания и при этом активен;
- дефицит внимания – в этом случае речь идет о малышах, которых считают ленивыми, они мечтательны, рассеяны, медлительны;
- гиперактивность – ребенок внимателен, собран, но при этом ведет себя беспокойно и агрессивно.
Определить точный диагноз может врач по сопутствующим симптомам.
Последствия гиперактивности
При надлежащем лечении СДВГ можно управлять, и ребенок сможет справиться с некоторыми симптомами расстройства, позволив себе жить нормальной, счастливой жизнью. Многие случаи гиперактивности сохраняются и во взрослом возрасте, и они могут оставить значительные последствия:
- социальная изоляция – таким людям сложно общаться и взаимодействовать в социуме, они не могут дружить, строить личные отношения; человек просто замыкается в себе;
- снижение учебной деятельности и работоспособности, из-за чего человека отчисляют с учебного заведения, увольняют; такие люди часто меняют место работы или не имеют его вообще, не продвигаются по карьерной лестнице;
- подростковая беременность;
- рискованное поведение – как результат, несчастные случаи, преступность, ДТП;
- депрессивность;
- злоупотребление алкоголем или наркотиками;
- беспорядочная половая жизнь.
Диагностика
Диагностировать СДВГ непросто, так как детство само по себе характеризуется потребностью в энергетических затратах и естественной активности. Поэтому даже при ярко выраженных симптомах родители не обращают внимание на детей, списывая это на особенности возраста, развития. В школе таких детей чаще всего называют трудными или невоспитанными.
Для правильного диагноза гиперактивности у ребенка необходима клиническая оценка. Специалист распознает расстройство и назначит соответствующее лечение и последующее наблюдение. Полезную информацию для психолога предоставят родители, члены семьи ребенка, учителя.
В процессе диагностики используются психологические тесты, вопросники, анкетирование, а также различные компьютерные методики.
Лечение
Существуют разные способы терапии случаев детской и подростковой гиперактивности:
- Стимуляция медикаментами. Препараты, снижающие сверхактивную двигательную активность, улучшают внимание, работоспособность. Эти средства должны иметь строгий контроль над побочными эффектами. Назначают препараты: глиатилин, кортексин, пантогам.
- Психотерапия. Это набор мероприятий и упражнений, помогающих адаптироваться, повысить самооценку, развивают самоконтроль.
- Комбинирование методов. В сложных случаях психотерапия сочетается с приемом лекарственных препаратов.
Полезное видео
Как лечить гиперактивность:
Активная деятельность гиперактивных детей
Чтобы ребенок научился контролировать свое поведение, стал более дисциплинированным, следите за тем, чтобы его запас энергии тратился. В этом поможет активная деятельность:
- Игры. Развивать внимание и усидчивость необходимо через пазлы и конструкторы, шашки и шахматы, различные настольные игры.
- Занятия спортом. Игры и упражнения помогут добиться того, что ребенок станет концентрировать внимание, беспокойство и агрессию он будет вымещать в спортивной деятельности, а затем научится ее подавлять.
- Боевые искусства. Если у ребенка избыточная энергия, зачислите его в секцию боевых искусств. Через время ребенок станет уверенным и спокойным.
Питание
Внимательно следите за питанием ребенка. В его ежедневный рацион включают сбалансированные натуральные продукты. Необходимо полностью отказаться от вредной пищи: красителей и искусственных добавок, жиров, сахара, глютена.
Упор в меню нужно сделать на:
- белки – яйца, мясо (птица и телятина), молоко, творог;
- магний, обладающий успокаивающим и улучшающим сон действием — картофель, бобовые, сухофрукты, орехи;
- витамины группы В, стимулирующие мозговую активность, — гречка, печень, цитрусы, зелень, зеленые овощи.
Гиперактивность в школьном возрасте
Диагностируется СДВГ в школьном возрасте — в этот момент от ребенка требуется концентрация внимания, усидчивость, мозговая активность. Чаще всего обострение расстройства приходится на 6-7 лет. Смена режима дня отражается на детском поведении. У ребенка начинаются проблемы с адаптацией в классе, с успеваемостью.
Ребенок невнимателен на уроках, не слушает учителя. На переменах или в столовой ведет себя беспокойно. Такой ребенок не обладает терпением, ему сложно, когда он идет в туалет, гардероб или в столовую. В эти моменты он может начинать вести себя агрессивно, придираться к другим детям.
Когда учитель заметил эти симптомы, ребенка сразу необходимо показать детскому психологу, который объяснит особенности поведения.
Полезное видео
10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский: